Вакансия: напрасные ожидания
На рынке труда в октябре – более пятидесяти вакансий для работников СМИ. Часть из них – из разряда хронических.
Одни и те же работодатели в сфере СМИ – первое, что бросается в глаза при просмотрах сайтов рекрутинговых агентств. Эти «хроники» фигурировали осенью 2015 года, их вакансии висели полгода назад, проскакивали в летние месяцы и вновь заняли привычное место осенью.
Давным-давно выставляет вакансию ночного редактора Агентство бизнес новостей (АБН). Требуется корреспондент для информационного портала медиасообщества Северо-Западного региона Лениздат.ру. Группа строительных компаний «Размах» – она также в многомесячных поисках журналиста. Самый многочисленный из постоянно публикуемых – перечень вакансий на телеканале Life78.
Долго и упорно ищет тележурналиста одна школа телевидения на Петроградской стороне: с окладом в 10 000 рублей в месяц. Это, пожалуй, рекорд по мизерности журналистской зарплаты в Петербурге. В среднем работодатели держат планку в 25 000 – 30 000 рублей: по одной тысяче рублей за рабочий день, остающихся у журналиста после его расходов на транспорт и связь.
Чем меньше оклад – тем больше предложений работать «за идею». Например, требуется редактор на интернет-радио, с зарплатой от 20 000 рублей: «Ищем сотрудника, готового свернуть горы ради любимой работы, – предлагается соискателю места с оплатой 725 рублей в день. – Просто желающие ходить на работу от «звонка до звонка», идите мимо».
Повсеместное требование к опыту работы: 1-3 года. Упоминание о «дружном молодежном коллективе» – еще один маркер для профессионалов: их в этих СМИ не ждут. Результат: вакансии остаются незаполненными. Трудно увлечь молодежь идеей идти ворочать горы за пару гамбургеров в день.
Действительно ли издателям нужны журналисты или они просто формируют себе «кадровый резерв», напрасно обнадеживая ищущих места? Обратились к одному из таких хронических публикаторов объявлений о вакансиях – военному порталу Mil.Press.
Сергей Сочеванов, главный редактор медиа группы Mil.Press, подтвердил, что эта структура, которая ведет сайты военной тематики, на самом деле ищет новых сотрудников:
«Сейчас нам нужны два корреспондента. Один общего профиля и второй – технический специалист, который разбирается в военной технике. Хорошо, если этот человек имеет инженерную специальность и может простым языком донести до читателей темы сложных технических изобретений».
Главный редактор добавляет, что для корреспондента «общего профиля» образование и опыт особого значения не имеют: работодатель смотрит не на резюме, а на человека.
«На вакансии откликнулись более 50 претендентов, – продолжает Сергей Сочеванов. – Размещение объявлений продолжается. Мы действительно долго выбираем, потому что серьезно подходим к приему новых сотрудников. Рассчитываем, что журналист будет работать у нас минимум два года, но из этих двух лет около полугода придется потратить на его обучение нашей специфике. Мы проверяем претендента на основе серии тестовых заданий».
В медиа группе Mil.Press корреспондент может рассчитывать на зарплату от 40 тысяч рублей. Возможно, кому-то здесь и повезет.
Но момент «тестовых заданий» – еще один подвох. Так, в вакансиях можно найти даже предложение работы с обязательной стажировкой: не менее двух месяцев. И условием: «стажировка не оплачивается».