«Искать работу – это работа!»
Каковы реалии медиарынка? Какие кадры востребованы сегодня? Ответить на эти непростые вопросы и обозначить возможные профессиональные перспективы для тех, кто ищет работу, мы попросили известного московского эксперта Алёну Владимирскую, а также петербургских спикеров Эльнару Петрову, Ольгу Боровкову и Константина Шумилова. Модератором встречи в рамках проекта «Работа!» выступила Ольга Копцева, сопредседатель Гильдии медиафрилансеров Союза журналистов.
Нашим коллегам повезло, создатель HR-агентства Pruffi Алёна Владимирская приехала из Москвы на одну петербургскую конференцию, а заодно согласилась выступить в Союзе журналистов. «Ничего утешительного вам не скажу», – сразу призналась спикер. По её словам, сегодня уже недостаточно быть просто хорошим журналистом.
«Надо успеть до 35 лет стать экспертом в той или иной области, эффективным менеджером или продюсером», – считает Алена Владимирская и советует журналистам осваивать смежные профессии, учиться записывать и монтировать видео, подкасты, фотографировать, изучать основы SMM и GR, учиться новым формам монетизации.
Даже профессионалу, отдавшему профессии пятнадцать – двадцать лет, приходится сегодня многое переосмыслить. Развитие технологий, желание оптимизировать процессы, новые жесткие реалии, в которых СМИ трудно добывать рекламу и зарабатывать деньги, приводят к новой реальности и новым требованиям к профессиональным кадрам. К сожалению, на эти изменения не так быстро реагируют профильные вузы, готовящие специалистов для СМИ. Журналисты, потерявшие работу в традиционных медиа, тоже не готовы быстро меняться. Но тем, кто не хочет учиться новому, возможно, придется менять профессию. Победят лишь самые гибкие, считает эксперт.
По мнению, Алёны Владимирской ситуация сложна и будет дальше осложняться, поэтому она рекомендует абитуриентам не останавливать свой выбор на профессии журналиста, а обратить внимание на новые востребованные специальности. Будущее за технологическими профессиями – востребованы программисты, инженеры, специалисты по работе с большими данными и специалисты по робототехнике. Но если ваше призвание – быть журналистом, то лучше сосредоточиться на экспертной журналистике и на каких-то специальных проблемах.Сегодня работодатели не согласны обнародовать свои вакансии, и даже на известных ресурсах их не так много. Работодатель при таком количестве безработных хочет избежать шквала неподходящих ему предложений. Что делать? Не ограничиваться при поиске работы стандартными подходами и смотреть шире. Прежде всего необходимо создать грамотное портфолио, чтобы продемонстрировать свои способности. Соискателю также необходимо использовать возможности социальных сетей, подписавшись на аккаунты лидеров сферы, например, главных редакторов. На этих страницах вы непременно встретите вакансии из первых рук и получите хорошую почву для профессиональных размышлений.
Не стесняйтесь заявить о себе! – советуют профессионалы. Просите рекомендации у работодателей, с которыми сотрудничали, не прячьте свои достижения.
Рынок динамично меняется. Как считает Алёна Владимирская, сейчас дешевле найти человека в штат, чем платить за работу фрилансеру. Причем, если раньше все стремились в Москву. То сегодня из Москвы и Петербурга в поисках работы многие едут в регионы: Казань, Новосибирск, Тюмень, Воронеж... Здесь востребованы вузовские преподаватели и специалисты, которые могут помочь в перезапуске СМИ.Журналист Эльнара Петрова какое-то время назад основала собственный бизнес – коммуникационное агентство NextMedia. Окончив журфак СПбГУ, работала пять лет в газете «Деловой Петербург», добилась определенных успехов и ушла в бизнес – начала заниматься SMM на стыке с журналистикой. Она рассказала о том, как ей удалось поставить на ноги собственное дело и что приходится делать, чтобы оно приносило доход. Популярный подкаст #сммбезкотиков помогает Эльнаре в продвижении своего дела и завоевании собственной профильной аудитории. Созданию подкаста Эльнара посвящает немало времени, что приносит свои плоды. Но всегда ли журналисты готовы уделять своему проекту время, за которое тебе не заплатят денег прямо сейчас? Готовы ли они тратить себя ради безбедного будущего?
Копирайтер и молодой журналист Константин Шумилов рассказал о таком варианте работы для фрилансеров, как копирайтинг. Сегодня в Петербурге журналисты зарабатывают от 25 до 40 тысяч рублей в месяц. При этом работы либо мало, либо её нет. Возможностей у копирайтера больше, считает Константин Шумилов, исходя из того, что оплата здесь варьируется в диапазоне от десяти до семидесяти тысяч рублей. Причем, тут ты сам себе начальник и работаешь, когда хочешь. Но добиваются успеха лишь те, кто готов к самоорганизации и способен выдержать непростую цеховую конкуренцию. Что касается площадок, то для начинающих подойдут workzilla.ru, etxt.ru и text.ru, участие в них не потребует денежных вложений и наличия портфолио. Зарегистрироваться, советует Шумилов, следует на нескольких площадках. При низкой оплате заказов (30 – 50 руб. за одну тысячу знаков), требования заказчиков тоже не столь высоки. Более сложные «правила игры» и высокие требования предлагают fl.ru и freelance.ru, но оплата за копирайтинг будет выше (до 10 тыс. руб.). Но здесь важна репутация и уже потребуется портфолио (а на него, как правило, приходится работать несколько лет). Для тех, кто владеет английским языком и не боится конкуренции, а также ищет денежные заказы Константин Шумилов порекомендовал freelance.com.
Сегодня в Петербурге совсем не много предложений штатной работы для журналистов. И все-таки журналисту проще найти работу, чем, скажем, корректорам, газетным дизайнерам, фотографам... Велика конкуренция, предложений мало. Как быть представителям этих специальностей? Те же корректоры при отсутствии заказов в СМИ могут поискать работу в другой сфере. Ведь в корректорских услугах, к примеру, нуждаются и в компаниях. О таких возможностях рассказала Ольга Боровкова, представляющая новый онлайновый сервис «Гутавимба» (gutavimba.ru), запуск его состоялся в ноябре 2015 года. Специально к этой встрече на сайте нового сервиса был создан раздел для представителей медийных профессий. Здесь много разделов, но каждый пользователь может указать собственное направление. Остается только зарегистрироваться и дождаться первого заказа. Создав профиль на сайте бронирования услуг, представители творческих профессий смогут получать заказы напрямую от петербургских фирм и компаний. То есть «Гутавимба» – это площадка, где исполнители встречаются с заказчиками – представителями бизнеса. Как заявили организаторы встречи, СЖ и сервис готовы к сотрудничеству в рамках проекта «Работа!». То есть предполагается, что ресурс pressjob.ru в перспективе будет агрегировать эти предложения на своем сайте, также как агрегирует сегодня вакансии нескольких рекрутинговых ресурсов.