Более 30 млрд рублей планируется потратить на "суверенный Рунет"
В 2019 году российскому сегменту интернета исполнилось четверть века — 25 лет назад был зарегистрирован первый домен в зоне .RU. А в 2020 году 10-летие отметил первый в мире кириллический домен — .РФ. За этот период в зоне .РФ было зарегистрировано 760 тыс. доменов, а количество доменов в зоне .RU приблизилось к 5 млн. Соответственно, все чаще предпринимаются попытки законодательного регулирования интернета. Именно с анализа законопроектов, как принятых, так и отклоненных, начинается отраслевой доклад Роспечати "Интернет в России в 2019. Состояние, тенденции и перспективы развития".
Мониторинг законопроектов
Ассоциация электронных коммуникаций РАЭК совместно с Институтом Исследования Интернета проводит регулярный мониторинг законов и законопроектов в Российской Федерации, касающихся сети Интернет, а также выявляется отношение экспертов к внесенным за исследуемый период законопроектам. По итогам 2019 года был проведен анализ законопроектов, касающихся регулирования сети Интернет за январь – декабрь 2019 года. Мониторингу подверглись: законопроекты, принятые Государственной Думой; проекты на рассмотрении; обновления статусов проектов, находящихся на рассмотрении в 2019 год.
Основные тренды в области законодательства в 2019 году:
- суверенный Рунет;
- законодательство о защите прав потребителей в интернете;
- защита данных;
- обязанности ОРИ;
- ограничение иностранного присутствия;
- законопроекты, построенные на отсылочных нормах.
Антитренд: первый год без антипиратского закона.
Закон о суверенном Рунете
1 ноября 2019 года вступили в силу практически все положения Федерального закона от 01.05.2019 N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон „О связи“" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", получивший неофициальное название "Закон о суверенном Рунете".
Исключение составили два подпункта, один из которых касается применения национальных стандартов в области криптографической защиты при взаимодействии в электронной форме с гражданами и юридическими лицами, государственными органами, органами местного самоуправления и государственными предприятиями (напр., ГОСТ 34.10-2018 "Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи", который был введен в действие 1 июня 2019 года). Второй отложенный подпункт касается использования национальной системы доменных имен операторами связи и иными владельцами технологический сетей связи. Данный пункт вступит в силу в 2021 году.
Согласно пояснительной записке, закон должен обеспечить создание независимой инфраструктуры для бесперебойного функционирования интернета в России. Данная инфраструктура позволит обеспечить работоспособность сайтов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам интернета.
Основные положения закона:
- все российские операторы связи должны установить на свои сети специальное оборудование, предоставленное Роскомнадзором;
- в случае возникновения угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования интернета Роскомнадзор посредством установленного оборудования будет иметь возможность осуществлять управление маршрутизацией трафика;
- указанное оборудование также используется для фильтрации трафика с целью ограничения доступа пользователей к интернет-ресурсам, запрещенным на территории РФ;
- создается реестр точек обмена трафиком, вводятся ограничения на подключение сетей связи к таким точкам;
- владельцы сетей связи, интернет-компании и другие игроки рынка должны принимать участие в учениях, которые будут проводить раз в год;
- с 1 января 2021 года должна быть создана национальная система доменных имен, которая будет дублировать список доменных имен и номеров автономных систем, делегированных российским пользователям.
Согласно национальной программе "Цифровая экономика", расходы на реализацию закона должны составить более 30 млрд руб., из которых 20,8 млрд руб. должно пойти на закупку оборудования.
Защита прав потребителей в интернете
В ноябре 2019 года Правительством РФ был внесен на рассмотрение законопроект № 831855-7, дополняющий полномочия Правительства РФ в части регулирования деятельности "владельцев агрегаторов" при заключении договора розничной купли-продажи, в том числе при осуществлении продажи товаров дистанционным способом. Законопроект дает Правительству право регулировать деятельность онлайн-агрегаторов, а также издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров, для владельцев торговых онлайн-площадок, которые участвуют в процессе заключения договоров по продаже товаров дистанционным способом. Закон принят во втором и третьем чтении 14 апреля 2020 г.
В декабре 2019 года был подписан и опубликован Федеральный закон 02.12.2019 № 425-ФЗ О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Закон обязует производителей технически сложных устройств (смартфоны, компьютеры, телевизоры с функцией Smart TV и др.) устанавливать российское программное обеспечение. Точный перечень устройств и программного обеспечения, которое допускается устанавливать для выполнения этих требований, будет определен Правительством РФ. Положения Закона должны были вступить в силу с 1 июля 2020 года, однако впоследствии срок вступления в силу был перенесен на 1 января 2021 года по просьбе ИТ-компаний в связи с негативным влиянием на отрасль пандемии коронавируса.
Также в декабре 2019 года Правительством РФ был внесен на рассмотрение Законопроект № 861571-7 О внесении изменений в статью 16-1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (о расширении круга субъектов предпринимательства, обязанных обеспечить потребителю оплату товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт). Законопроектом предлагается расширить круг субъектов предпринимательской деятельности, обязанных обеспечить для потребителей возможность осуществления безналичных 11 расчетов с использованием национальных платежных инструментов, то есть карты "Мир". Данное обязательство будет распространяться на владельцев агрегаторов и на продавцов, осуществляющих дистанционную продажу товаров и услуг. Законопроект был принят в первом чтении 18 февраля 2020 г. (закон принят и опубликован 31.07.2020 - прим.ред)
Защита данных
Обсуждение оборота персональных данных стало одним из основных регуляторных трендов 2019 года. Немаловажную роль в этом играет эксперимент с вводом биометрической идентификации клиентов рядом российских банков, а также развитие системы распознавания лиц в целях безопасности, которая впервые была использована во время Чемпионата мира по футболу, прошедшего в России в 2018 году. В Москве подобную систему планируется соединить с камерами городского наблюдения, включая установленные в метрополитене.
В январе 2020 года Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Послания Правительству РФ, в число которых входит поручение к 1 июля 2020 года обеспечить регулирование оборота больших объемов данных для обеспечения защиты прав граждан при обработке их персональной информации.
В настоящий момент в России под регулирование попадает только обращение с персональными данными в соответствии с федеральным законом "О персональных данных", однако правовой статус пользовательских данных по-прежнему не определен.
В 2019 – начале 2020 года в рамках мероприятий национальной программы "Цифровая экономика" Минкомсвязи РФ несколько раз предпринимало попытки ввести большие данные в правовое поле. В сентябре 2019 года был разработан законопроект, вносящий изменения в закон "О персональных данных", который вводил определения "обезличенных данных" и "обезличенных персональных данных". Такими данным предполагалось считать данные, которые без использования дополнительной информации не позволяют определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту. За операторами закреплялось право осуществлять обработку персональных данных, полученных ими на законных основаниях, в целях получения обезличенных данных, однако для проведения процедуры обезличивания требовалось согласие субъекта, за исключением случаев, когда оно проводится в статистических, аналитических и исследовательских целях. Законопроект планировалось внести на рассмотрение в Госдуму до конца 2019 года, однако этого так и не произошло (рассмотрение законопроекта запланировано на осенней сессии 2020 года - прим.ред.)
Обязанности организаторов распространения информации
В течение 2019 года было предпринято несколько попыток регламентации порядка осуществления деятельности, связанной с использованием сервисов электронной почты, в связи с участившимися случаями распространения заведомо ложных угроз совершения терактов.
23 июля 2019 г. на рассмотрение в Госдуму был внесен Законопроект № 760029-7 О внесении изменений в статью 10.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Авторы законопроекта (члены Совета Федерации А. А. Клишас, А. Д. Башкин, Л. Н. Бокова и др.) предлагали ввести понятие "организатора сервиса электронной почты" и возложить на него обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети "Интернет", которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Идентификацию пользователей электронной почты предлагалось осуществлять с использованием абонентского номера на основании договора об идентификации, заключаемого организатором сервиса электронной почты с оператором связи.
Законопроект был широко раскритикован отраслью, а также получил негативный отзыв со стороны Минкомсвязи РФ. 16 октября 2019 г. законопроект был снят с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.
Вторая попытка ввести сервисы электронной почты в сферу действия законодательства об ОРИ была предприняты в октябре 2019 года, когда на рассмотрение были внесены Законопроект № 808655-7 О внесении изменений в статью 10-1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также Законопроект № 808671-7 О внесении изменений в статью 13.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении административной ответственности за неисполнение обязанностей организатором сервиса обмена сообщениями).
Пакетом законопроектов предлагается определить общее для организаторов сервиса электронной почты и сервиса обмена мгновенными сообщениями понятие "организатор сервиса обмена сообщениями" и установить для них общие обязанности. Законопроекты предусматривают установление административной ответственности за неисполнение обязанностей в виде штрафа. Сейчас штраф налагается только на организаторов сервиса обмена мгновенными сообщениями. Авторы законопроекта утверждают, что данные меры позволят снизить число ложных террористических сообщений, распространяемых с помощью электронной почты.
На настоящий момент дата рассмотрения законопроектов в первом чтении не определена, однако в феврале 2020 года законопроекты получили поддержку Правительства РФ при условии внесения в них доработок. В частности, предлагается ввести определение понятия "организатор сервиса обмена сообщениями" в целях недопущения возможного расширительного толкования круга субъектов, подпадающих под данное определение.
Ограничение иностранного присутствия
Во второй половине 2019 года активно обсуждалась инициатива по ограничению до 20 % доли иностранного капитала в значимых информационных ресурсах. Законопроект № 763517-7, вводящий данное ограничение в виде поправок в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 18 Федерального закона "О персональных данных", был внесен на рассмотрение в конце июля.
Похожий законопроект, который был направлен на ограничение доли иностранного капитала в российских новостных агрегаторах до аналогичного уровня 20 %, Госдума рассматривала в 2018 году. Законопроект был принят в первом чтении, однако далее движения не получил. При этом с 1 января 2016 года на территории РФ действует Закон об ограничении доли иностранных акционеров в уставном капитале российских СМИ на уровне 20 % и запрете иностранцам выступать учредителями средств массовой информации.
Согласно тексту законопроекта, решение о признании информационного ресурса значимым принимается правительственной комиссией на основании предложения Роскомнадзора. В предложении должны учитываться такие параметры, как оценка количества пользователей такого ресурса, объема и состава накапливаемой информации, ожидаемого эффекта от его реализации для развития в Российской Федерации информационной и коммуникационной инфраструктуры, технологий обработки данных. Основным владельцем значимого информационного ресурса может выступать российское юридическое лицо или гражданин РФ. При этом доля иностранного участия в российском юридическом лице ограничивается 20 % голосующих акций.
Законопроект вызвал критику не только со стороны бизнеса, но и со стороны представителей государственной власти. Вице-премьер РФ М. А. Акимов назвал законопроект разрушительным для технологического рынка, глава Минкомсвязи РФ К. Ю. Носков также не поддержал законопроект.
Правительство РФ поддержало инициативу, однако предложило изменить порог иностранного участия до 50 % минус одна акция. Кроме того, в законопроект должны были быть внесены более четкие критерии отнесения информационного ресурса к значимому, чтобы избежать "оценочного влияния".
В ноябре 2019 года законопроект был отозван из Госдумы после того, как компания "Яндекс" провела реструктуризацию, введя в структуру управления компании некоммерческий Фонд общественных интересов, который наделялся рядом управленческих функций, в том числе правом блокировать консолидацию 25 % акций и более в одних руках.
Сокращенная версия первого раздела отраслевого доклада Роспечати "Интернет в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.