Уважают, но не доверяют
Результаты социологического исследования "Образ журналиста в массовом сознании россиян", опубликованные сегодня фондом "Медиастандарт", показывают, что профессию "журналист" в народе уважают больше, чем доверяют самим журналистами и СМИ.
Профессия журналиста «скорее пользуется уважением» у большинства россиян (65%). Но доверять журналистам готовы только 37% респондентов, а полностью доверять СМИ в целом готовы лишь 17%. При этом каждый четвертый (41%) видит положительный вклад журналистов в развитие страны, каждый третий (30%) считает, что журналисты ни на что серьезно не влияют, а примерно каждый десятый (12%) уверен, что вклад в развитие страны журналисты делают, но только отрицательный.
Исследователи также изучили доверие россиян к разным каналам получения информации. Во время опроса респонденты должны были отметить три источника общественно-политических новостей, которым они доверяют сильнее всего. Выяснилось, что большинство (63%) доверяет информационным программам на государственном телевидении. Почти половина (44%) доверяет "новостям от разных источников в Интернете". Иностранным медиа доверяют только 4% россиян.
Также каждому респонденту было предложено в свободной форме назвать наиболее авторитетных для них журналистов по типам медиа: телевидение, интернет, радио и пресса. В результате наиболее авторитетным теле- и радиожурналистом оказался Владимир Соловьев, интернет-журналистом – Юрий Дудь, журналистом печатного СМИ – Дмитрий Быков. Самое примечательное, что большинство (51%) в принципе затруднились назвать имена авторитетных для них журналистов. Те же, кто называл, чаще упоминали телеведущих. Как отмечают исследователи, "узнаваемость журналистов за пределами телевидения оказалась невысокой".
Исследование проводила исследовательская группа ЦИРКОН в интересах фонда «Медиастандарт» и при поддержке Комитета гражданских инициатив. Исследование основано на массовом репрезентативном опросе жителей России методом личного интервью (1604 респондента), проведенном группой ЦИРКОН летом 2018 года. Цель исследования – получение информации, необходимой для разработки практических рекомендаций по коррекции имиджа журналистского сообщества и средств массовой информации (СМИ) в восприятии граждан России для повышения доверия к ним.