Цены на прессу растут быстрее инфляции
По данным мониторинга, проведенного экспертной группой Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), с января по май 2017 года потребительские цены на печатную периодическую прессу в среднем выросли на 3,5%. При этом по подсчетам Росстата инфляция в этот период составила всего 1,5%.
Впрочем, 3,5 процента – это, как говорится, «средняя температура по больнице». Часть изданий в этот период, наоборот, подешевела. Рекордсменами по снижению цен являются рекламные издания (20%) и компьютерные журналы (11,8%). Немножко уступили в цене (от 4,6% до 0,5%) издания для мам (родителей), кроссворды (сканворды, судоку и т.п.), исторические издания, издания для рыбаков и охотников, детские издания и деловая пресса. Так же на 1,5% снизилась цена на ежедневные газеты. Зато информационно-новостные издания (не ежедневные) выросли в цене на 11,7%. Больше чем они рост цены показывают только издания об оружии (18,9%) и коллекционные издания, патворки (25,2%). От 5,3% до 10,8% повысились цены на научно-популярные, молодежные издания, издания религиозной направленности, а также посвященные здоровью и здоровому образу жизни. Менее 5% составил рост цен на мужские и женские, автомобильные и спортивные издания, таблоиды, издания группы «Стиль жизни», а также посвященные саду и огороду, интерьеру, дизайну и архитектуре, кулинарии, рукоделию и другим хобби. Наименьший рост цен – 1,8% - оказался у телегидов.
По мнению АРПП, «в цене газетной продукции в первую очередь отразился рост стоимости бумаги. Только в 2016 году бумага подорожала более чем на 10% в зависимости от региона РФ: темпы роста ее стоимости в 2017 году в одних регионах немногим ниже прошлого года, а в других превышают показатели 2016 года. В конце прошлого года, еженедельная газета покупателю обходилась в среднем в 28 руб., в мае 2017 году россиянин вынужден тратить на ту же газету уже в среднем 32 рубля».
В целом, инфляция на периодическую печатную продукцию замедляется. В 2015 году на газетно-журнальном рынке она приближалась к 14%. В 2016 году, составила 6,7%. В этом году, вероятнее всего, окажется в рамках 5-7 %. Рост цен на печатную продукцию в России отражает общемировую тенденцию. По данным АРПП, максимальный рост цен приходится на рынки развивающих стран мира, например, 23% в Бразилии и 19% в Южной Африке. В Австралии цены поднялись на 15%, США и Канаде на 10%. Рост цен в Европе был меньше, но все же был, например, в Германии цены поднялись на 9%, Франции – 8%, Великобритании – 3%.