Самый популярный контент - российские детективные сериала
Сериалы на протяжении последних лет стабильно занимают первое место в эфире телеканалов, при этом самым популярным сериальным жанром является детектив, а три четверти показываемых сериалов российского производства. И в числе неэфирных каналов больше всего тех, кто транслирует кинофильмы и сериалы. Особенности и тенденции производства и показа телеконтента в 2019 году анализируются в третьей главе отраслевого доклада Роспечати "Телевидение в России в 2019 году".
Контент эфирных телеканалов
Несмотря на масштабную цифровизацию и, как итог, серьезную конкуренцию со стороны онлайн-платформ, структура эфира крупнейших отечественных телеканалов уже несколько лет остается достаточно стабильной. Изменения в наполнении эфира отдельных телеканалов компенсируются соответствующими изменениями в сетке программ других каналов и не оказывают существенного влияния на общую картину. Так, по данным Департамента аналитических исследований, в 2019 году лидером среди жанровых групп в эфире 17 крупнейших отечественных телеканалов стали телесериалы (21 % против 22 % годом ранее). На втором месте остались художественные фильмы — 16 % (15 % в 2018 году).
В итоге пять последних лет не выявили каких-либо явных трендов в наполнении эфира отечественных телеканалов. Единственное исключение — плавный рост доли социально-политических программ (с 2 % в 2015 году до 5 % в 2019), что, очевидно, может объясняться усложнением внешнеполитической ситуации и соответствующим откликом со стороны телевизионных каналов. Заметно было и некоторое снижение доли рекламы и коммерческих программ (с 16 % в 2016 году до 12 % в 2019).
Одной из особенностей жанровой палитры, представленной в эфире отечественных телеканалов, является широкое разнообразие тематических предпочтений отдельных вещателей — на российском телевизионном эфирном рынке используются самые различные модели организации вещания с точки зрения выбора жанровых доминант. Часть из них основаны на монетизации одного типа контента (яркий пример: "Пятый канал" в 2019 году заполнил 73 % эфира телесериалами), часть представляет собой более сбалансированные комбинации. Даже прямые конкуренты используют различные варианты формирования сетки вещания. Так, развлекательные ТНТ и СТС предлагают зрителям принципиально разное телевизионное меню: в 2019 году СТС 43 % эфира заполнил художественными фильмами, в то время как у ТНТ ключевым видом контента были развлекательные программы (53 % вещания).
Крупнейшие отечественные каналы существенно различаются не только структурой эфира, но и динамикой ее трансформации. Так, из каналов "большой тройки" самым статичным остается НТВ — за последние три года он практически не изменил сетку вещания с точки зрения предпочитаемых жанров. В то же время "Первый канал" и "Россия 1" достаточно динамично трансформируются — так, доля телесериалов в эфире "России 1" упала с 23 % в 2017 году до 14 % в 2019 году, а доля социально-политических программ за тот же период выросла в два раза: с 10 % до 20 %. "Первый канал" же стремительно наращивает долю развлекательных программ (с 25 % в 2017 году до 35 % в 2019) и социально-политического контента (с 10 % до 15 % за тот же период).
Отмечаемое и ранее доминирование сериального контента в эфире "Пятого канала" стало еще более явным (73 %) — канал стал классическим "монолайнером" (моновещателем), эксплуатирующим фактически один жанр.
Достаточно динамично меняются сетки вещания у СТС и ТНТ — первый продолжает наращивать долю показа художественных фильмов (43 % в 2019 году), второй делает ставку на развлекательные программы, на долю которых в прошлом году приходилось более половины эфира (53 %). По сравнению с этими каналами эфир РЕН ТВ выглядит гораздо более стабильным и сбалансированным: изменения в долях различных жанров в 2019 году не превышали 3 %.
Детектив остается самой популярной жанровой единицей телесериального показа — в 2019 году его доля составила 36 %. На втором месте, как и в 2018 году, — комедии (20 %), на третьем — мелодраматические сериалы (15 %).
Структура телесериального показа с точки зрения региона производства остается на редкость стабильной — так, в 2019 году отечественные каналы выпустили в эфир 72 % отечественных сериалов (годом ранее — 74 %). Доля североамериканских сериалов осталась неизменной — 13 %. При этом присутствие других производителей сериалов в отечественном эфире оставалось весьма незначительным.
В кинопоказе неоспоримого лидера с жанровой точки зрения нет — самыми популярными в 2019 году у крупнейших отечественных телеканалов были мелодрамы (20 %), на втором месте расположились комедии (19 %), на третьем — боевики (16 %).
Структура кинопоказа на отечественных телеканалах с точки зрения происхождения фильмов практически устоялась. Уже несколько лет доля североамериканских фильмов составляет чуть более 40 % (42 % в 2019 году; см. рис. 25), а отечественных — около 25 % (26 % в 2019 году). Доля западноевропейских фильмов в кинопоказе стабильна и колеблется в диапазоне 6–8 % (7 % в 2019 году). Устойчивым трендом можно назвать постепенное падение доли фильмов, сделанных в СССР (30 % в 2015 году, 15 % в 2019 году).
Контент неэфирных телеканалов
Ситуацию на рынке неэфирного телевидения России в 2019 году можно охарактеризовать как стабильную. Тенденция последовательного увеличения числа каналов сохранилась, как и средние темпы этого роста. Начиная с 2013 года в России ежегодно появлялось около 30 новых неэфирных телеканалов. И 2019 год не стал исключением: на рынок вышло 32 вещателя, благодаря чему общее число тематических каналов возросло до 570.
Развлекательный сегмент по-прежнему остается одним из ведущих тематических направлений рынка неэфирного телевидения России. В этой нише позиционирует себя ровно 100 каналов — 18 % от общего числа вещателей.
Стабильно сильные позиции по количеству предложений занимают каналы, транслирующие кинофильмы и сериалы (89 каналов, 16 %), познавательные вещатели (74 канала, 13 %), сегмент "хобби и увлечения" (36 каналов, 6 %), а также детские (32 канала, 6 %), спортивные (30 каналов, 5 %), новостные (17 каналов, 3 %) и телеканалы категории "стиль жизни" (17 каналов, 3 %).
В силу специфики неэфирного рынка, объединяющего в единую базу контента все телеканалы, которые транслируют операторы платного телевидения — вне зависимости от используемой ими технологии (будь то кабельное, спутниковое телевидение или IPTV), внушительную долю на нем занимают региональные вещатели. В большинстве случаев эти телеканалы транслируются в локальных кабельный сетях и недоступны жителям других регионов России, за редким исключением — как, например, канал "Наша Сибирь 4К" или ориентированный на женскую аудиторию телеканал "Москва. Доверие".
Подъему региональных вещателей в последние годы, безусловно, способствовало внимание к ним со стороны государства и конкурсы на так называемую "21-ю кнопку", проводимые по всем регионам страны с 2017 года. Победившие в них телеканалы получили право на бесплатную трансляцию в кабельных сетях на 21-й позиции — сразу после двадцати федеральных вещателей мультиплексов. Это послужило толчком к появлению локальных игроков во всех регионах России.
Среди телеканалов, выведенных на рынок в 2019 году, по общему числу лидирует группа, предлагающая к просмотру полнометражное кино и сериалы: здесь появилось сразу девять новых каналов.
Это направление растет не первый год подряд и одновременно является одним из наиболее востребованных на неэфирном рынке: интерес к нему в платном сегменте подогревается, во-первых, более ранними в сравнении с общедоступными телеканалами телепремьерами российских и мировых блокбастеров, а, во-вторых, возможностью посмотреть контент в лучшем качестве за счет высокого разрешения многих неэфирных телеканалов. Второе место по количеству вещателей поделили между собой развлекательные и познавательные телеканалы: по четыре в каждой категории. Было также запущено три спортивных и два детских вещателя.
В числе наиболее ярких премьер 2019 года можно выделить открытие телеканала "Победа" — проекта "Цифрового Телесемейства" "Первого канала", запущенного к 75-летию окончания Великой Отечественной войны. В его эфире — классика советского военного кино, российские фильмы и сериалы, документальные программы о Великой Отечественной войне, циклы программ собственного производства, основанные на ранее неизвестных архивных документах и материалах, свидетельствах ветеранов, интервью с историками и экспертами, семейные воспоминания участников акции "Бессмертный полк", а также находки и открытия поисковых отрядов.
При этом нельзя не отметить склонность неэфирной среды к естественному самообновлению: ежегодно в России не только открываются новые каналы, но и закрываются те, что исчерпали свой потенциал. Впрочем, число премьер уже не первый год приблизительно в два раза превышает число закрытий. В 2019 году это соотношение сохранилось: на 32 запуска пришлось как минимум 16 заявлений об уходе телеканалов с рынка.
Количество каналов, на которых есть реклама и на которых она отсутствует, в настоящий момент делится приблизительно поровну: размещают рекламу 272 неэфирных вещателя (48 %), в то время как в эфире 298 (52 %) она не представлена. Из тех вещателей, что вышли и на рынок в 2019 году, 17 каналов транслируют рекламу, а 15 — нет.
Наличие каналов с контентом высокого разрешения сегодня остается одним из ключевых конкурентных преимуществ рынка платного телевидения. Даже для просмотра дублеров федеральных каналов в формате HD ("Первый канал HD", "Россия 1 HD", НТВ и др.) от абонента требуются как специальное оборудование, так и подключение к услугам неэфирных операторов. Нередко именно эта опция побуждает клиентов, привыкших к изображению высокой четкости на больших экранах, подключать новые платные пакеты, ведь выбор каналов, которые не требуют от зрителей платы за контент, на неэфирном рынке России и так довольно внушительный.
Производство телевизионного контента
В 2019 году рынок производства телевизионного контента оставался достаточно стабильным — масштабных событий отмечено не было. Тем не менее некоторые вещатели, осуществив несколько интересных сделок, продолжали укреплять сотрудничество с производственными студиями. Часть корпоративных решений, наоборот, была направлена на развитие собственного производства контента.
Тенденцией, ярко проявившейся в 2019 году и уже ставшей одним из самых важных факторов развития рынка производства телеконтента, стала активизация сторонних, "нетелевизионных", игроков, представляющих формирующуюся экосистему "медиа – телекоммуникации – ИТ".
Так, в конце 2019 года стало известно о начале стратегического сотрудничества онлайнкинотеатра ivi.ru и продакшн-студии Carbon Production 32. Примерно тогда же "Яндекс" объявил о том, что будет инвестировать в производство нового сезона мультипликационного сериала "Смешарики" 33. Мобильный и телевизионный оператор МТС планирует развивать собственное производство контента на базе приобретенной киностудии "Кинополис" 34. Видеосервис Start, созданный основателями продакшн-компании Yellow, Black and White (YBW), объявил об эксклюзивном сотрудничестве в области производства фильмов и сериалов с известным режиссером К. Богомоловым 35. С одной стороны, такие проекты создают дополнительный спрос на производимый студиями продукт и способствуют оживлению рынка, с другой — обостряют конкуренцию за качественный контент в и без того сложных для телевизионных вещателей условиях. Так, крупный производитель сериалов "Марс медиа" уже объявил о том, что будет переориентироваться на производство контента в основном для онлайн-платформ.
Список крупнейших производителей программ для телевидения традиционно подвержен небольшим изменениям— основные отечественные каналы либо содержат свои мощные производственные подразделения, дополняя сетки вещания продуктом большого числа сторонних студий ("Первый канал", "Россия 1", НТВ, РЕН ТВ), либо в основном ориентируются на контент собственной продакшн-компании (ТНТ).
Сокращенная версия третьего раздела отраслевого доклада Роспечати "Телевидение в России в 2019 году. Состояние, тенденции и перспективы развития". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.