Журналиста The Wall Street Journal Эвана Гершковича отправили на два месяца в СИЗО «Лефортово» по делу о шпионаже
В четверг, 30 марта, Лефортовский районный суд Москвы отправил на два месяца, до 29 мая 2023 года, в СИЗО журналиста издания The Wall Street Journal Эвана Гершковича. Его подозревают в шпионаже (ст. 276 УК РФ). Ему может грозить до 20 лет лишения свободы.
«Лениздат.Ру» рассказывает, что известно о задержании американского журналиста Эвана Гершковича.
О работе и задержании Гершковича в Екатеринбурге
Первым о пропаже Эвана Гершковича утром 30 марта сообщило екатеринбургское издание «Вечерние ведомости». Об этом журналистам рассказал местный пиарщик Ярослав Ширшиков, который ранее давал Гершковичу интервью. По словам Ширшикова, он должен был снова встретиться с Гершковичем в четверг, 30 марта, но журналист перестал выходить на связь.
Пиарщик Ярослав Ширшиков отмечал, что журналиста The Wall Street Journal больше всего интересовало общественное отношение к ЧВК «Вагнер». По данным СМИ, Эван Гершкович планировал съездить в Нижний Тагил, где находится оборонное предприятие Уралвагонзавод.
Как говорил Ширшиков «Русской службе Би-би-си», Гершкович «просил знакомить [его] не только с либералами, но и с "патриотами", хоть с сколько-то умными, кто не только клише из пропаганды говорит». По его словам, Гершкович хотел взять комментарий у начальника Дома офицеров, а также обращался в пресс-службу Центрального военного округа.
Главный редактор «Вечерних ведомостей» Владислав Постников, который встречался с Гершковичем 16 марта, рассказал, что триггером для приезда Эвана Гершковича в Екатеринбург стал публичный конфликт губернатора Евгения Куйвашева с главой ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным.
«Я сразу сказал, что не буду говорить на военную тему, поскольку мы («Вечерние ведомости») ещё в прошлом марте самостоятельно решили не писать обо всём, что связано с боевыми действиями на территории Украины, да и вообще, живя в России, собирать какие-то материалы на эту тему опасно, так что я лично для себя уже давно решил этого не делать и ничего интересного ему всё равно бы не рассказал. <...>
Спрашивал у Эвана, не опасается ли он писать на столь опасную тему, живя в России (Эван, к слову, в России живёт 6 лет и хорошо говорит и понимает по-русски — даже уральский и московский говор отличает), на что он ответил, что-то вроде "я же не нарушаю закон и действую в рамках журналистских стандартов". Так сейчас действие в рамках журналистских стандартов практически и гарантирует подведение под статью, а написание материала на военную тематику и подавно – притянуть к шпионажу могут даже какой-нибудь сбор сведений о морально-психологическом состоянии сотрудников оборонных предприятий...» — написал в Telegram Владислав Постников.
Об общении с Гершковичем также рассказывал «Русской службе Би-би-си» депутат-единоросс Законодательного Собрания Свердловской области Вячеслав Вегнер.
«Все мы знаем, что Свердловская область — опорный край державы, много предприятий оборонного комплекса. [Гершкович] задавал какие-то вопросы, связанные с подготовкой кадров. Я этими вопросами не занимаюсь, о чем ему и сказал. Чтобы он передал дружественному американскому народу, что у нас все в порядке, промышленность работает, а нашим недругам в США — что не дождутся», — говорил депутат Вегнер.
По данным «Вечерних ведомостей», задержали журналиста, вероятно, у ресторана Bukowski Grill на Карла Либкнехта в Екатеринбурге. Один из читателей рассказал редакции, что накануне видел, как силовики в гражданском завели человека с натянутым на голову свитером в микроавтобус. По словам пиарщика Ярослава Ширшикова, в предыдущий приезд Гершковича они обедали именно в этом ресторане.
Дело о шпионаже и арест
После публикаций СМИ утром 30 марта в ФСБ подтвердили задержание Гершковича. Сообщалось, что служба «пресекла противоправную деятельность корреспондента Wall Street Journal, американского гражданина Эвана Гершковича». В ФСБ утверждали, что «по заданию США журналист занимался сбором сведений об одном из предприятий российского ВПК, которые составляют гостайну».
Из Екатеринбурга Эвана Гершковича привезли в Москву, а дело поступило в Лефортовский суд, который рассматривает дела о госизмене и шпионаже. Суд арестовал Гершковича на два месяца — до 29 мая, сообщил ТАСС.
По статье о шпионаже Гершковичу грозит от 10 до 20 лет лишения свободы.
Реакции российских властей и журналистских организаций
После задержания Эвана Гершковича пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что журналиста «взяли с поличным», к официальному заявлению ФСБ ему нечего добавить. Но Песков отметил, что корреспонденты издания The Wall Street Journal (WSJ), которые ведут «нормальную журналистскую деятельность», могут работать в России и дальше.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала инцидент следующим образом:
«То, чем занимался в Екатеринбурге сотрудник американского издания The Wall Street Journal, не имеет отношения к журналистике. К сожалению, это не первый случай, когда статус "иностранного корреспондента", журналистская виза и аккредитация используются иностранцами в нашей стране для прикрытия деятельности, не являющейся журналистикой. Уже не первого известного западника "хватают за руку"».
«Ситуация очень тревожная. Это первый иностранный журналист, арестованный в России с начала [спецоперации] <…>. Это очень тревожно, потому что ему [Гершковичу] грозит до 20 лет тюрьмы и он обвиняется в шпионаже. Мы не можем сказать, шпион ли этот журналист или нет. Но есть очевидное желание запугать западных журналистов такими действиями со стороны ФСБ».
Источник: Лениздат.Ру