Вот. Новый поворот
"Сторителлинг" – слово сейчас очень модное. Понятно, что рассказывание историй всегда присутствовало в журналистике. Очерки, эссе, зарисовки, на какое-то время почти исчезнувшие из СМИ, возвращаются в обновленном формате "сторителлинга", который некоторые исследователи именуют жанром, а некоторые – методом коммуникации с аудиторией. О том, как работать с историями и выстраивать их композицию рассуждает редактор проекта «Настоящая редакция» Анна Гурьянова.
Как построить текст, чтобы его дочитали до конца?
По моему большому убеждению, определенная композиция - это способ создать целостный текст, который будет интересен. Если нет композиции — будет просто поток мыслей. Если мы выстроим правильную композицию, тогда текст будет воспринят читателями.
Есть трехчастная структура, по которой можно выстроить любую историю:
- Конфликт
- Усиление конфликта (возможно в прошлом)
- Неожиданный поворот
Такую структуру можно увидеть в любом анекдоте. Неожиданный поворот – это то место, где мы смеемся. В хорошей истории тоже есть момент, когда все меняется. Порой, вы сами с удивлением можете обнаружить, что начали писать об одном, а затем стали писать о другом. И вслед за вами удивится читатель. Авторы в «Настоящей редакции», в качестве одного из первых заданий, пишут истории, основываясь на этой трехчастной структуре, чтобы научиться видеть неожиданный поворот. Вот один из примеров работ наших авторов:
«Он показывает мне игрушку-робота, говорит: “Классный робот, да? Трансформер. Сыну на день рождения подарю”. А его сын умер 5 лет назад».
Мы сначала видим счастливого отца, который выбирает подарок сыну. Потом случается неожиданный поворот, мы понимаем, что перед нами стоит отец, не смирившийся с утратой сына.
Истории нас окружают. Например, выходя из дома мы можем увидеть что-то удивительное или возмутительное, или парадоксальное… Но мы не писатели. Мы не придумываем. Если нет поворота в тексте, то это не значит, что его нет вообще. Он есть, просто мы его не нашли. И тогда мы идем и ищем. Жизнь так устроена, что, если вы будете искать дальше, то найдете что-то неожиданное. Обязательно!
Способы выстроить композицию
1. Развитие мысли
Открытие, в данной ситуации, это объединение сторон конфликта, и появление нового понимания ситуации. Журналист не должен говорить о выгодных ему фактах и переносить ситуацию на себя. Он не может занимать какую-то определенную сторону конфликта. Здесь важно прийти, увидеть и понять. И тогда история получится.
2. Изменения героя
Здесь открытием являются изменения, произошедшие с героем. Мы знаем в какой точке герой оказался, и теперь нам нужно понять, как это произошло и какие события повлекли за собой изменения. Нужно постараться расположить героя к себе. Когда он начал вам доверять, задать вопросы, которые необходимы для понимания ситуации.
3. Изменение отношения к герою
В этом случае открытием является та информация, которую герой обычно о себе не презентует. Журналисту важно "перейти" за первую эмоцию и прийти к пониманию, почему герой совершил определенные действия. Рассказать о герое так, чтобы читатель понял мотивы, понял почему были совершены те или иные действия.
Истории можно выстраивать любым из этих трех способов. Кто-то лучше идет через мысль, кто-то через чувства и эмоции. Все это в итоге приводит нас к открытию, и наши тексты становятся и качественнее. Наша основная цель прийти к открытию и сделать текст интересным для читателя.
Материал подготовлен на основе прошедшего открытого вебинара «Секреты сторителлинга: как выстроить композицию», проведенного "Настоящей редакцией" 14.05.2019