СМИ потеряли привычную фору
С какими проблемами сталкиваются сегодня СМИ на Северо-Западе и по всей России? Как работает современный рынок новостей, и каким образом люди предпочитают узнавать новую информацию? На встрече с участниками журналистского клуба «Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» на эти вопросы ответил Александр Потехин, председатель Ассоциации СМИ Северо-Запада.
Потехин: Я бы сказал, что в целом, как и по стране, массмедиа Северо-Запада, с одной стороны, пережили кризис, связанный с детской болезнью боязни интернета. Еще три года назад нам приходилось объяснять коллегам: «Вы знаете, это не страшно, когда газета имеет сайт». «Ой, – говорили коллеги. – Она будет иметь сайт, так ведь туда перебегут наши читатели». С этим покончено, все уже прекрасно понимают, что сайт только увеличивает количество потребителей, потому что одни потребители – у печатной версии, другие – у интернет-версии. Так вот, мы преодолели эту болезнь, как и во всей стране. Мы давно стали мультимедийными, и сейчас фактически по всему Северо-Западу, даже на районном уровне, на местном уровне, мультимедийность рулит, как говорят наши с вами дети и внуки. И в то же время, конечно, ощущается нарастание очень тревожных для нас симптомов, которые связаны с тем, что СМИ, как и во всем мире, как и в России, так и у нас, потеряли привычный гандикап, привычную фору. Они потеряли две очень важные вещи, которые делали их королями на информационном рынке. Они потеряли право на новость, потому что новость появляется и распространяется быстрее, чем она будет напечатана в газете или показана по телевидению, и новость существует секунду. Через пять секунд это уже не новость: о ней читают сотни, тысячи, сотни тысяч, миллионы людей. СМИ потеряли право монополии на новость. И, что самое страшное и тяжелое для СМИ, и у нас тоже, на Северо-Западе, они потеряли монополию на каналы доставки. Это еще страшнее. Дело в том, что новость новостью, но ее можно обсудить. Как говорил один мой знакомый работник нашей разведки, долгое время трудившийся в Америке: «Нет такой проблемы, которую нельзя было бы обсудить». И сейчас СМИ очень много любят обсуждать: они вместо фактов, приноравливаясь к тому, что они потеряли право на новость, превращаются в рупоры мнений, обсуждений, перемусоливания чего-то. И это тоже неплохо, и пусть так будет, да. Но то же самое можно сделать в сети. И СМИ потеряли право доставки… Я тут немножко…
Иванова: То есть сеть монополизировала это право?
Потехин: Кто?
Иванова: Сеть.
Потехин: Она не монополизировала… Как раз я бы сказал так: что сеть-то тоже уходит в прошлое, вот в чем проблемка. Мы начинаем приноравливаться к сети и обнаруживаем, что сеть уже понятие устаревшее. Сайт – обязательная штука для каждого СМИ, но…
Иванова: Но информацию мы получаем не через сайт.
Потехин: Опачки, именно. Именно! Нам проще зайти в социальные сети, и мы заходим на сайт не потому, что мы садимся и говорим: «Так, а не посмотреть ли, что творится…»
Иванова: «Фонтанку»…
Потехин: «...в мире – на сайте, допустим, "Коммерсанта"». И старательно ищем: «Коммерсант», главная страница. Нет, мы залезаем в сеть, нам там что-то тюх-тюх, прилетело, опачки, мы быстро переходим, читаем именно это... И, может быть, мы глянем на боковые столбики и потратим две секунды, чтобы понять, читать это или нет, и убегаем.
Иванова: В лучшем случае мы посмотрим, какое СМИ это написало.
Потехин: Кстати, браво (смеется, жмет руку ведущей). А может быть, даже нам и неважно, какое СМИ.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга. Посмотреть все публикации о мероприятиях проекта.