"Музкомедия – театр удивительный"
Театр музыкальной комедии в сентябре этого года отпраздновал свое 90-летие. Из них почти 20 лет в этом театре проработал Юрий Шварцкопф. Именно здесь он в конце 70-х начал карьеру театрального деятеля, а с 2005 года и по сей день возглавляет театр как директор. На сцене Дома журналиста Юрий Алексеевич откровенно рассказал о своем пути из полиграфической промышленности в искусство, об истории оперетты и возглавляемого им уникального театра и, конечно, о премьерных спектаклях и мюзиклах.
С Театром музыкальной комедии связана буквально вся жизнь Юрия Шварцкопфа. Впервые он попал в эти стены еще ребенком, когда мама подарила сыну-четверокласснику билет на балет "Волшебная стрела". Правда на этот балет попасть не удалось, в связи с переносом праздников его отменили. И первым спектаклем, который увидел маленький Юра, стала оперетта "Марица".
– Я влюбился в этот театр, влюбился в "Марицу"! – вспоминает Юрий Шварцкопф. – Я стал в него постоянно бегать и добегался туда лет до 23-х.
Тем не менее себя в театре Юрий Шварцкопф тогда еще не видел. После школы поступил в Полиграфический институт и в 1972 году вышел из него с дипломом инженера-механика полиграфических машин.
– Мое нахождение на сцене Дома журналиста в чем-то знаковое, – улыбается Юрий Алексеевич. – Я работал в "Гипронииполиграф", который проектировал типографии, издательства, газетные комплексы. Последние лет пять был ГИПом, то есть главным инженером проекта. В Киеве "Киевская правда" – мой проект. В Калининграде – "Калининградская правда". Владивосток, Хабаровск… много перечислять. Но в какой-то момент я понял, что мне надоело ходить на работу в определенное время, уходить в определенное и все остальное…
Юрий Шварцкопф резко поменял профессию и с понижением в зарплате пошел работать в тот самый Театр музыкальной комедии, в который был влюблен с детства.
– Я в то время баловался в самодеятельности. У нас педагоги были из этого театра. Директором тогда был замечательный актер и удивительный человек Виталий Иванович Копылов. Он понял мой интерес к этому театру – я знал его историю, его актеров. Меня, с хорошей русской фамилией, долго утверждали, но утвердили. И я с 1979 года я начал там работать заместителем директора.
В 1983 году Юрий Шварцкопф получил диплом "Театровед-организатор театрального дела" в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, а вскоре задумался о поисках нового места работы.
– Я был человек молодой, горячих кровей. У меня не очень сложились отношения с главным режиссером театра, и я решил пойти в другое место. И в Малый оперный театр ходил, и в Цирк. Кстати, директор Цирка решил меня взять на работу. 6 ноября позвонил: "Срочно приезжайте. Я решил вас взять". А через два дня его снимают с должности, как человека, который не понимает кадровую политику партии. Поэтому мой роман с цирком был закончен, так и не начавшись.
Но в 1984-м Юрий Шварцкопф все же покинул любимый Театр музыкальной комедии. В последующие годы был директором и Дворца работников искусств им. К. С. Станиславского (Дом актера), и Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, и Мариинского театра, и Филармонии им. Д. Д. Шостаковича. И все же 20 лет спустя, в 2005 году вновь вернулся в Театр музыкальной комедии. Юрий Шварцкопф с юмором вспоминает, как получилось так, что он одновременно вернулся и в Музкомедию, и в Мариинский театр, в котором работал исполнительным директором в конце 90-х.
– Из Мариинского я ушел в 2001 году, ушел по-хорошему, в добрых отношениях. А спустя несколько лет Валерий Абисалович захотел со мной встретиться. Мне позвонила его секретарь: "Проблема в том, что его в городе долго не будет". "А где будет?" Оказалось, что мне ближе всего подъехать на встречу в Вену.
В Вене Юрий Алексеевич получил предложение вернуться в театр заместителем художественного директора, то есть самого Валерия Абисаловича. Но по непонятным причинам история вдруг затянулась.
– Я ходил на совещания, написал заявление, но решения и бумаг все не было. Наступило 13 января 2005 года. Тогда была очень хорошая традиция у руководства города в этот день собирать деятелей культуры. Мы могли как-то общаться с властью, решать какие-то проблемы. И вот 13 января Александр Аркадьевич Белинский подходит к Валентине Ивановне Матвиенко и говорит: "Валентина Ивановна, Музкомедия в тяжелом положении – назначьте туда Шварцкопфа". "Да, пожалуйста". Дала команду, и процесс закрутился. В середине мая я пришел туда генеральным директором. А в начале мая у меня раздался очередной звонок от Валерия Абисаловича. Я говорю: "Меня уже пригласили, выхожу на днях в Театр музыкальной комедии". Тут он меня поразил фразой: "Кто вам мешает работать по совместительству?" И я, дурак, согласился. В июне он подписал приказ, что я иду к нему заместителем по совместительству, а через два года сделал первым заместителем.
Почти 10 лет Юрий Шварцкопф был и там, и там. Как он признается, "это было адово время". В 2014-м году наступил момент, когда пришлось выбирать. И Юрий Шварцкопф выбрал свой родной Театр музыкальной комедии.
– Музкомедия – театр удивительный. Вы знаете, и в 1979-м, и до, и после оперетту все хоронят. Да, советская оперетта уже умерла. Осталась замечательная музыка Соловьева-Седого, Дунаевского, Портнова, Милютина, а пьесы играть-то уже нельзя. Как можно сейчас играть замечательную пьесу "Белая акация", где в основе сюжета – китобойная флотилия? Давно уже китов не бьют, их защищают. Или замечательный был спектакль Милютина "Поцелуй Чаниты", там вся чертовщина развивается вокруг студентов из южноамериканской Москвы, стремящихся попасть на Всемирный фестиваль молодежи в Москве. Осталась классика. Оперетте сложнее становится жить, это правда. Но, с другой стороны, так как жизнь у нас с вами тоже не становится легче, когда определенному возрастному поколению становится плохо – люди идут в этот жанр, идут на мелодраму, на грезы… и становится легче.
На долю Ленинградского театра музыкальной комедии выпала особая судьба – стать единственным театром, проработавшим в осажденном городе все 900 дней блокады. 6 сентября, за два дня до начала блокады, труппа представила зрителям осажденного города "Марицу", 15 ноября – "Трех мушкетеров”. После того как здание театра пострадало при бомбардировке, артисты начали выступать на подмостках Александринского театра, пустовавшего после эвакуации его труппы. Выступать и продолжать радовать зрителей премьерами. Весной 1942 года зрителям были показаны три премьеры, 7 ноября – представлены новая, написанная в осажденном городе героическая музыкальная комедия "Раскинулось море широко". 16 новых постановок подготовили артисты театра за время блокады. Ослабевшие от голода артисты в нарядных театральных костюмах играли в промерзшем зале, где температура доходила до 8 градусов ниже нуля. В те страшные дни в театре были постоянные аншлаги, а очереди за билетами занимали с 5 часов утра. Также в течение всех 900 дней блокады театр вел шефскую работу. Не было ни одного участка фронта, где бы ни побывала концертная бригада ленинградской Музкомедии. В тылу и на передовой артисты дали более тысячи концертов.
– Есть кадры хроники. Наша солистка лежит под ватниками перед выступлением. Потом поднимается и выходит на сцену петь. Петь "Периколу" в костюме с голыми плечами. Это было страшнейшее время. И эта история уникальна. И дело не в том, что такого в мире не было и быть не могло. Уникально, что билетов не было. Люди в блокадном городе меняли свои 200 грамм хлеба, чтобы прийти на спектакль. И эти новые спектакли, которые они выпускали. Это был действительно подвиг. Мы открыли замечательную мемориальную доску, посвященную этому подвигу. Мы долго ее пробивали, и на фасаде нам ее установить так и не разрешили. Она установлена в одном из парадных залов театра. И в памятные дни блокады, и в День Победы мы проводим по 5–7–8 общедоступных концертов.
Отметим, что на сайте театра уже открыта продажа билетов на праздничные концерты ко дню снятия блокады Ленинграда. Четыре дня – 24,25, 26, 27 января – в 11.00 и 13.30 все желающие могут приобрести билеты всего по 100 рублей и увидеть концерт, в котором принимают участие ведущие солисты театра, артисты хора и балета.
Зрителей Дома журналиста тоже радуют небольшим концертом. Ведущая солистка театра Наталья Савченко и концертмейстер Игорь Мажаров за фортепиано радуют исполнением нескольких арий, в числе которых и ария Теодоры из "Мистера Икс", и знаменитая "Карамболина, Карамболетта".
В завершение вечера на экране демонстрируют несколько коротких роликов о премьерах этого года. В их числе и несколько мюзиклов, которыми сейчас не меньше, чем опереттой, славится Театр музыкальной комедии.
– Жизнь диктует свои законы. Оперетта в какой-то степени свои позиции потеряла. Время другое, ритмы другие. В мире мощно идет наступление мюзиклов. Первый мюзикл мы поставили советский – "Милый друг" Виктора Лебедева. Замечательный был спектакль, поставленный Марком Розовским. Из западных первым нашим мюзиклом был "Чикаго". Это была довольно скромная, низкобюджетная постановка версии 1976 года. Сегодня уже запретили эти версии играть – можно только последние версии. Поясню: чтобы ставить мюзикл, надо иметь лицензию. Лицензии бывают разными. Вначале мы ставили только мюзиклы-кальки. Вот как идет на Бродвее, так целиком переносится к нам. Потом наступил момент, когда нам поверили и разрешили выпускать мюзиклы со своим сценическим вариантом и режиссурой. Так мы делали "Джекилл и Хайд", "Граф Монте-Кристо", "Канкан". И, чтобы все понимали, в год в среднем мы играем около 300 спектаклей. Я могу прокатывать максимум 3–4 названия мюзиклов, а оперетт у нас 15–17 названий. Оперетту поют, как правило, штатные работники. Мюзикл – 90 % приглашенных. Который год я бьюсь, чтобы получить вторую сцену, где мы могли бы показывать мюзиклы, оставив оперетты на сцене театра. Пока не получается.
Предваряя показ видеофрагментов премьерных спектаклей, ведущая вечера директор Дома журналиста Людмила Фомичева сказала: "Вы посмотрите и после этого страстно захотите увидеть все это воочию в театре". И была абсолютно права.
Мюзикл Максима Леонидова "Девочка на миллион" по мотивам киносценария фильма "Начальник Чукотки" Владимира Валуцкого и Виктора Викторова и "Бал воров" – музыкальное мошенничество в двух действиях Александра Пантыкина по мотивам комедии Жана Ануя – премьеры начала этого года. Мюзикл "Канкан" Коула Портера, поставленный венгерским режиссером Керо в конце 2018-го. И самая последняя новинка – знаменитая оперетта Франца Легара "Веселая вдова".
– Это новая версия "Веселой вдовы", которую мы сделали с одним из самых известных сегодня и, хотя я не люблю этого слова, модных режиссеров Европы – Джорджо Мадиа. Он режиссер и балетмейстер в одном флаконе. Сценографом стал замечательный итальянский художник Доменико Франки, – поясняет Юрий Шварцкопф и обращается к зрителям: – У нас есть что посмотреть. Приходите, пожалуйста.
ПЕРЕЙТИ К ФОТОАЛЬБОМУ
Фото: Марина Денисова
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Ведущая встреч - директор Дома журналиста Людмила Фомичева. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Публикации о всех прошедших встречах проекта "Культурная столица"