Арт-журналистика: на стыке вечного и сиюминутного
Дискуссия "Изобразительное искусство в условиях медиакультуры: взгляд профессионалов" прошла в Доме журналиста, при поддержке сразу двух профессиональных объединений – Союза журналистов СПб и ЛО и Санкт-Петербургского союза художников.
Одна из организаторов проведения конкурса "АРТ-СТАРТ. Лучшие молодые художники. Премия СПб", в рамках которого проходила дискуссия, член обоих союзов Ника Куковицкая отметила важность профессиональных творческих объединений.
Ника Куковицкая: "Мне кажется, творческие организации, объединяющие экспертов, это сегодня фундамент для развития в сфере искусств, да и вообще в гуманитарной сфере. Именно они, порой в жестких дискуссиях, вырабатывают смыслы. Я очень верю в принципы коллегиальности профессиональных творческих организаций, которые могут предложить новые пути развития, в данном случае современного искусства".
Надо отметить, что представителей сферы "арт" на дискуссии было существенно больше, чем представителей журналистики. И это не упущение организаторов, а отражение того состояния, в котором находится современная журналистика. Профессиональных журналистов, пишущих об искусстве, можно пересчитать по пальцам. А тех, кто специализируется именно на изобразительном, – и вовсе единицы.
И это в то время как художниками и искусствоведами наш город отнюдь не обделен, так же как и профессиональными художественными учебными заведениями. В дискуссии приняли участие искусствоведы из Института имени Репина, Академии имени Штиглица, а также Русского музея. Впрочем, открыла дискуссию представитель немного другой сферы. Доктор философских наук, директор Центра изучения культуры факультета философии СПбГУ Екатерина Сурова описала, условно говоря, тот фон, на котором развивается современное искусство и современная журналистика. Это и две основные (и противоречащие друг другу) тенденции – глобализации и локализации. И развитие так называемой "смарт-реальности". И кластеризация культуры с одновременным размытием границ между кластерами, и технический прогресс с развитием новой медиасреды.
Екатерина Сурова: "Сейчас законы медиа диктуют те принципы, в которых культура и искусство должны функционировать. Зачастую не так важно, что мы создаем, как то, как это продвигается. Медиапространство формирует определенную культурную практику. Возрастает число тех, кто претендует на занятие высоким творчеством. Увеличивается число непрофессионалов, что ставит вопрос о критериях оценки их творчества. Следом происходит дезориентация профессионалов. А затем и дезориентация потребителей, что негативно сказывается на арт-рынке".
Доктор искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при РАХ Светлана Грачева отметила еще одну современную тенденцию, которая, по ее мнению, возникла под влиянием СМИ и массовой культуры.
Светлана Грачева: "К сожалению, сейчас в сознании людей происходит искажение. Им внушается, что можно очень легко стать профессионалом в любой области. Быстро стать художником или музыкантом просто по желанию не получится. Желание, конечно, нужно, но оно реализуется на протяжении долгих лет жизни. Человек должен сформироваться и как профессионал, и как личность… Нельзя просто так в одночасье сказать: "Я уже великий художник", хотя так сейчас и происходит".
Поддержала коллегу доцент кафедры искусствоведения СПГХПА им. А.Л. Штиглица Ксения Бандорина, преподающая в академии курс "Арт-журналистика". Она поделилась мыслями о том, как ненавязчиво, но массово в медиа обесценивается сама идея обучения. "Хочешь творить – твори", для этого не надо чему-то учиться, не надо что-то узнавать, нужно лишь приобрести необходимые инструменты. Если же говорить именно об арт-журналистике, то, по мнению искусствоведа, здесь дела тоже обстоят не лучшим образом.
Ксения Бандорина: "Арт-критик не может рассуждать, не имея базовых знаний по истории искусств. Без этого он не может делать выводы, анализировать, заставлять нас думать".
Корреспондент изданий The Art Newspaper Russia и "Новая газета" Наталья Шкуренок "приземлила" дискуссию и обозначила реалии сегодняшнего дня, призвав не исключать из уравнения финансовый фактор.
Наталья Шкуренок: "Журналистика – это бизнес. И искусство – это бизнес. Пора к этому привыкнуть. Если тема не привлекает читателя, не делает рейтинг изданию, то о ней не пишут. Если материалы неинтересные, то их не публикуют. Обратите внимание, в "Коммерсанте" об этих явлениях пишут очень качественно: иногда искусствоведы, иногда нет, но всегда яркие публицисты. Они смотрят на явление со всех сторон, глубоко, и вычленяют из него самые яркие моменты. И тогда публика это воспринимает – ломится на выставки, покупает издание. Все завязано одно на другое".
По мнению же искусствоведа, сотрудника Государственного Русского музея Светланы Ершовой, именно художники лучше всех говорят об искусстве. Она напомнила, что первыми искусствоведами в России были именно всем известные художники. И отметила, что современное искусство должно стать ближе к человеку.
Светлана Ершова: "Мне кажется, сейчас публика хочет, с одной стороны, искусства, отражающего современность, с другой– искусства гуманистического, которое не пугает, не раздражает, а говорит о человеческом человеческим языком. Я призываю художников быть живыми людьми. Призываю зрителей доверять художнику. И призываю журналистов обратить на эту сферу свой взор".
Дискуссия, посвященная путям развития современного искусства и арт-журналистики, увлекла собравшихся. К ней подключились эксперты из зала. И удержаться в рамках заявленного тайминга помогли только томящиеся в нетерпеливом ожидании молодые художники, которые собрались на церемонию награждения конкурса "АРТ-СТАРТ".
Конкурс "АРТ-СТАРТ" организовало некоммерческое партнерство содействия реализации культурных проектов "Искусство ХХI век", при поддержке Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Санкт-Петербургского союза художников, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.
Фото: Александр Голуб