В объективе нашего коллеги – Юрий Гагарин
24-26 апреля 1965 года, после завершившегося полета космического корабля «Восход-2», Ленинград с официальным визитом посетила делегация советских космонавтов. В её составе были: Юрий Гагарин, Герман Титов, Владимир Комаров, Павел Беляев и Алексей Леонов. Вместе с ними был руководитель подготовки первого отряда космонавтов генерал-лейтенант авиации Николай Петрович Каманин, а также жены и дети космонавтов.
Среди фотографов, которые встречали эту делегацию на Московском вокзале 24 апреля был и известный ныне фотокорреспондент Павел Маркин (член Правления нашего Союза).
С 12 апреля по 19 мая в Музее космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко фотографии Павла Маркина будут представлены на фотовыставке, посвященной визиту Юрия Гагарина на берега Невы.
Фотографии были сделаны фотомастером на Московском вокзале, у Смольного (в тот момент там располагался Ленинградский горком КПСС), на Стрелке Васильевского острова и у Медного всадника…
Сегодня, помимо уникальных фотографий Павла Маркина, мы предлагаем вниманию наших читателей отрывок из его новой книги, которая готовится к печати.
ИСТОРИЯ С ФОТОГРАФИЕЙ. ПОЛЁТ НОРМАЛЬНЫЙ
В середине апреля 1965 года обратился ко мне с просьбой наш комсомольский вожак Изя Рудницкий, чтобы я через неделю точно к назначенному времени был на Московском вокзале, где собирали комсомольских передовиков социалистического соревнования для встречи литерного поезда с первыми советскими космонавтами. Но это была задача минимум. Поскольку я был членом редколлегии нашей стенной газеты, он попросил меня еще и сфотографировать героев космоса и написать небольшую заметку.
В ту пору я учился в Ленинградском техникуме лёгкой промышленности на проспекте Майорова, 46. Золотые были это времена. Посудите сами. В нашей группе было…30 девочек… и один мальчик – я.… Все друзья завидовали – ну, ты, Маркин, в малинник устроился! Но это было далеко не так. Это на первых порах, девочки меня стеснялись. А затем молодому человеку было тяжко смотреть, как они примеряли, (нисколько уже меня не стесняясь) например, какие-то детали одежды или делились подробностями своих свиданий…
Специализация у нас была «Моделирование и конструирование женской одежды». А надо сказать, что в ту пору модельеров женской одежды знали и почитали во всем мире - Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Джанни Версаче, Кельвин Кляйн, Джорджио Армани… По всей видимости, эти имена не давали покоя и мне… И именно поэтому я поступил в этот техникум и так настойчиво постигал секреты необычной для мужчины профессии.
Но, шутки в сторону. 24 апреля Московский вокзал гудел, как большой улей. Росту я был небольшого – метр с кепкой. Но меня, в любой толкучке, как правило, всегда пропускали в первый ряд. Конечно, самой заветной мечтой было сфотографировать Юрия Алексеевича. Но вокруг Гагарина было просто столпотворение. Больше всех командовал - кому и куда встать - один из фоторепортёров, весь обвешанный фотоаппаратами. (Когда в 1973 году я пришел работать в газету «Смена», познакомился с ним поближе – это был Евгений Лаврентьевич Иванов). Хотя, как я понимаю сегодня, среди фотокорреспондентов были и более опытные его московские коллеги. Но среди нашего брата, как это я воспринимаю сегодня, очень часто в первые ряды прорываются не самые талантливые, а самые… пробивные.
Опыт съёмки на Московском вокзале у меня был еще с июня 1956 года, когда я умудрился сфотографировать, приезд лидера Югославии Иосипа Броз Тито. Тогда встречающих было вообще на порядок больше. И их можно было увидеть не только на крышах вагонов, автобусов, но даже и на крышах близлежащих домов.
Не знаю, чем я приглянулся кому-то из московских фоторепортеров, но один из них буквально взял меня за руку и пристроил сбоку. К сожалению, у меня с собою было только одна фотопленка и приходилось долго и тщательно выстраивать каждый кадр и только в редких случаях нажимать на спусковую кнопку. Но опыт у меня в этом направлении был. Мой первый учитель по фотографии – папа, как правило, разрешал мне сделать максимум три кадра. И просил думать головой и сердцем чувствовать кадр. Я с завистью смотрел на моего нового наставника, который менял плёнки одна за другой.
Именно благодаря этому счастливому знакомству я и сделал все эти уникальные по нынешним временам кадры. Несколько лет назад я послал одну из этих фотографий дочке Юрия Алексеевича. И вскоре получил ответ с благодарностями от Генерального директора Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» Елены Юрьевны, поскольку в том моём кадре были еще и её мама, и младшая сестра Галина.
Московский друг пристроил меня и в автобус для прессы, благодаря чему сделал несколько кадров и у Ростральных колонн, и у Медного всадника, и на «Светлане» и даже в Смольном… И всё это только благодаря щедрому подарку столичного репортера – из своих запасов он выделил мне ещё одну плёнку.