Как изменился таргет за последние полгода?
Журнал «Журналист» поговорил с экспертами о рынке рекламы и новых горизонта.
Таргетированная реклама или таргет — онлайн-реклама, которая демонстрируется только той части аудитории, которая соответствует заданным параметрам. У всех же было такое: только прогуглил какой-то товар, а соцсети уже предлагают его купить. Этим волшебством занимались таргетологи, для многих из которых запуск рекламных кампаний через Facebook* был основным способом дохода.
21 марта 2022 года Тверской суд Москвы запретил работу компании Meta Platforms Inc.* на территории России, признав ее экстремистской. Так как оплата рекламы на платформах, принадлежащих компании, считается спонсированием организации, запускать таргет в Facebook* и Instagram* стало невозможно. Пять таргетологов рассказали ЖУРНАЛИСТУ о том, как пережили блокировку и чем занимаются теперь.
АННА ПОНОМАРЕВА, таргетолог, основательница рекламного агентства Antich Marketing
Я работаю с таргетом четыре года, два из которых в собственном рекламном агентстве. Блокировка свалилась на нас как снег на голову. До нее 90% наших заказчиков работали с Facebook* и Instagram*. Настройка таргетированной рекламы на этих площадках была нашей основной услугой, на которой базировались доходы и лично мои, и моей команды. На данный момент от нас ушла половина клиентов, потому что они не готовы переходить на другие площадки. Это требует много терпения и больших бюджетов, а некоторым реклама теперь и вовсе неактуальна: приходится решать проблемы с логистикой, поставками и т.д. Соответственно, на 50% упали и наши доходы.
АЛЕКСАНДР ХАХАЛЕВ, таргетолог, сооснователь рекламного агентства ReTraffic
Я обучился на таргетолога прошлым летом и уже через несколько месяцев перестал справляться с количеством клиентов сам, поэтому собрал ребят в команду, обучил и стал передавать заказчиков им. Первый спад в нашей работе произошел еще в декабре 2021, потому что перед Новым годом клиенты урезают рекламные бюджеты, приостанавливают продвижение. Мы только стали восстанавливаться после новогодних праздников, как случилась блокировка. Конечно, это повергло в шок, такого развития событий и в мыслях не было. Нам пришлось адаптироваться к таргету в VK, и, хотя это не очень сложно, хороших результатов у рекламных кампаний сначала не было. Проблемы тогда были у самой площадки: из-за наплыва рекламодателей в марте у VK слетели алгоритмы. Нам понадобился месяц, чтобы изучить новую платформу, перестроиться и начать полноценную работу там.
БОРИС СЛАВИН, маркетолог, стратег, таргетолог
С таргетированной рекламой у меня были теплые и тесные отношения — я занимался ей восемь лет, она была моей основной деятельностью. Большая часть заказчиков запускалась в заблокированных Instagram* и Facebook*. Далее по количеству клиентов шел TikTok, работать в котором сейчас тоже нельзя. VK был и есть сейчас, но результаты в нем не те, которые хотелось бы получать.
ВЛАДИМИР КОЛЕСОВ, маркетолог, YouTube-блогер
Интернет-маркетингом я занимаюсь уже 10 лет, а примерно в 2017-2018 углубился именно в работу с Instagram*. Последние два года я обучаю запуску рекламных кампаний на площадках Meta* и веду консультации по запуску таргета для предпринимателей — помогаю им оптимизировать таргетированную рекламу и спланировать продвижение грамотно. Также 80% контента на моем YouTube-канале было посвящено Instagram* и таргету в нем.
До блокировки интерес к другим площадкам был минимальным, поэтому она серьезно ударила по доходам (вместо 7-значных цифры стали 5-значными) и трафику в моих социальных сетях (просмотры на YouTube снизились с 300 тысяч до 100 тысяч).
ПОЛИНА СМИРНОВА, таргетолог, совладелец магазина «Каракули»
Я стала разбираться в таргете в 2020 году, когда очередной таргетолог не дал нужных результатов нашему с партнерами магазину. Нашу рекламу я стала настраивать сама и постепенно набрала базу клиентов из таких же предпринимателей, как я сама.
До блокировки все было прекрасно — это вам скажет любой таргетолог. Facebook* — великолепная площадка, и если специалист действительно разбирается в бизнесе, маркетинге и пользовательском поведении, с помощью алгоритмов можно найти клиентов для любых товаров и услуг. Конечно, к блокировке я не была готова. Это стало очередной ужасной новостью после 24 февраля, когда казалось, что мы все летим в какую-то пропасть. Я пыталась начать работу в VK, но это просто жалкое, бледное подобие Facebook*, а не альтернатива. Мало того, что там совсем не так эффективно работают алгоритмы, у VK совсем другая аудитория. В Instagram* легко продавалось что-то красивое, необычное, прикольное. В VK продают ремонт балконов, телефонов и доставку бытовой химии по городу Елец. Когда ты работал с крутыми бизнесами с философией, серьезными бюджетами и брендингом, невозможно переключиться на рекламу копченой рыбы. Я пыталась перевести своих старых клиентов в VK, но результаты либо плачевные, либо их совсем нет. Только слив бюджета.
*Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
Источник: журнал «Журналист»