Кому нужны районки?
Беседа с главным редактором "Царскосельской газеты" Ириной Васильевой на заседании журналистского клуба "Место встречи – Невский, 70" вышла за пределы обсуждения одного издания. Участники встречи озвучили общие для всех районных изданий проблемы и попытались найти ответ на вопрос: "Кому нужны районки?"
По традиции, в начале беседы главный редактор рассказала о своем издании и его текущем состоянии. "Царскосельская газета" в прошлом году отпраздновала свое 80-летие. Ирина Васильева показала собравшимся ксерокопию самого первого выпуска от 5 марта 1938 года. Тогда издание назвалось "Большевистское слово", в 1953 году газета стала называться "Вперед", а спустя 45-лет, в годы перестройки, она получила свое современное название.
– В 1906 году пару месяцев в Царском Селе выходила "Царскосельская газета". И это название, в связи с веянием времени, в 90-годы решили дать газете "Вперед". Название прижилось, и мы даже на первой полосе пишем, что основана газета была в 1906 году, а регулярно выходит с 1938-го. У газеты есть очень много постоянных читателей, которые читают ее от корки до корки. Эти люди идут на почту и подписываются на газету, а когда они лишаются в силу возраста возможности идти сами, идут их внуки и подписывают своих бабушек и дедушек. Часть людей оформляют подписку в редакции. Еще у нас есть небольшой круг спонсоров, которые участвуют в акции "Подпишись сам, подпиши ветерана", то есть подписывают старшее поколение на газету. Их немного осталось, но есть такие компании.
Ирина Васильева возглавляет газету с 2011 года. На вопрос ведущей Ирины Ивановой о том, что самое важное за прошедшие 8 лет произошло с газетой, главный редактор печально пошутила: "Наверное, то, что она до сих пор выходит". При этом "Царскосельская газета" – не только одна из старейших районок нашего города, но и газета, сохранившая и еженедельный выход, и подписку, и продажу в газетных киосках. Как отметил главный редактор газеты "Московская застава" Андрей Корнеев – это уникально.
Андрей Корнеев: "Ирина – уникальный человек, в том смысле, что она сохранила районную газету в ее первозданном виде, такой, какой она должна быть".
Районная пресса – более близкая людям. Журналисты знают своих читателей в лицо. Читатели заходят в редакцию газеты, которую в народе сокращенно называют "Царскоселкой", и подписаться, и пообщаться. В редакции, выпускающей издание еженедельно, на 12 полосах, сейчас работает 8 человек. Но газета публикует много материалов внештатных авторов, в том числе и жителей своего района.
– У нас огромное количество авторов, которые живут в Пушкине и в Пушкинском районе. Очень много пишущих людей, которые просто мечтают разместить свои воспоминания, истории, рассказы на страницах газеты".
Две Ирины – ведущая и гость клуба – пробегаются по страницам газеты, читая заголовки. В этом, последнем вышедшем номере, главный редактор особо отмечает материал "Страницы истории нашей газеты". Это продолжение начатой в предыдущем номере публикации воспоминаний журналиста Абрама Шалыта, более 30 лет проработавшего в пушкинской районной газете.
– Абрам Яковлевич Шалыт – прошел всю войну, после войны пришел в газету и работал в ней до 95 лет, в трезвом уме и светлой памяти. Приходила к нам его жена, они всегда ходили парой, и просила: "Дайте, пожалуйста, Абраму Яковлевичу работу, он без нее чахнет". Мы находили для него темы, он писал статьи, ходил на выставки, делал репортажи. В 95 лет!
Работают в газете и с молодежью. Ирина Васильева рассказывает о сотрудничестве с пушкинскими студиями журналистики в Доме молодежи и Центре технического творчества. О том, что раз в квартал газета отдает целую полосу юным журналистам, публикуя дайджест школьной прессы. Есть и регулярная рубрика "Молодежный дневник".
Андрей Миронов, работающий в Центре информационной поддержки, отметил, что в целом районные газеты за последнее время выросли в своем качестве, и некоторые весьма существенно. "Я единственный человек в этом мире, который по долгу службы читает все 18 районных газет Петербурга на протяжении уже почти 3 лет", – пошутил Андрей Миронов и призвал коллег не расслабляться и не увлекаться похвалами друг друга. Вспомнив опыт работы и закрытия "Невского времени", он поделился весьма интересным и относящимся не только к районным газетам образом.
Андрей Миронов: "Мы как газетчики печатные ползем по мачте корабля. Все выше и выше. Мы замечательно ползем, забывая о том, что корабль тонет. Надо спасать корабль, а не забираться на мачту и радоваться, размахивая там руками".
Конечно, на встрече большое внимание уделили проекту поддержки районных газет Комитета по печати и взаимодействию со СМИ. В этом проекте участвуют 18 газет – по одной в каждом районе. В том числе и "Вестник администрации Пушкинского района", который 11 лет назад зарегистрировали в качестве приложения к "Царскосельской газете". Андрей Корнеев считает, что в целом Комитетом по печати было принято разумное решение, помогающее сохранить традиционные районные газеты.
Андрей Корнеев: "Но сейчас мы каждый год стоим перед одной проблемой: а будет ли это финансирование в следующем году? Потому что это конкурсы. Я ни с кем не могу подписать контракт дольше, чем на 11 месяцев. И люди не могут получать то одну районную газету, то другую".
Главный редактор газеты "Славянка" Александр Селезнев отметил, что в конкурсах и аукционах на право издания районных газет стали участвовать непрофильные организации. За право выпускать районные газеты борются охранные предприятия и строительные организации и, что совсем парадоксально, даже издатели из других городов.
Александр Селезнев: "Принятие закона о том, что все торги должны вестись в аукционной форме, привело к ситуации, когда главным критерием отбора стала цена. Соответственно, выигрывает демпингующая организация".
Ирина Васильева с юмором рассказала, что однажды, участвуя в подобном конкурсе на издание муниципальной газеты, они проиграли лизинговой компании, которая указала меньшую цену. В другом случае в конкурсе победила организация, издающая газеты в нескольких районах. И тут же предложила редакции делать эту газету на подряде, потому что своей редакции в Пушкинском районе у издательства не имелось. Перепоручить делать газету тем, кто ее раньше и делал, это, по словам руководителей газет, распространенная практика. Особенно когда конкурсы выигрывает не профильная организация, таким образом просто становясь посредником и откусывая свою кусочек из и так заниженного ради выигрыша бюджета.
Александр Селезнев: "Если централизованное распределение средств сегодня допускает целевое финансирование ряда городских газет ("Вечерний Санкт-Петербург", "Петербургский дневник", "Районы. Кварталы"), то районная газета возвращается к конкурсной основе. Если районные газеты нужны в городском информационном поле, то надо от конкурсов уходить к целевому финансированию районных газет. Если есть творческий коллектив и качественная газета, почему на творчество нужно устраивать конкурс?"
"Кому нужны районки?". Возвращаясь к этому вопросу, можно уверенно сказать – государству. Как отметила Орлана Запольская, такие газеты – это связь между администрацией, чиновниками и простым народом, потому что "жители должны знать, что происходит и почему так происходит". Безусловно, нужна районная пресса и работающим на территории района учреждениям и организациям, в том числе представителям малого бизнеса. Как отметила одна из участниц встречи, локальному бизнесу найти свою аудиторию, людей, живущих поблизости, в интернете достаточно сложно.
Андрей Корнеев: "У меня вчера (накануне "Московская застава" праздновала свое 30-летие. – Прим. ред.) читательница сказала: "Как хорошо, что вы пишете о простых людях". Районная газета – это все-таки газета, которую мы издаем не для политических элит, а для обычных людей. И обычные люди становятся нашими читателями. Вот что хорошо".
В завершение встречи ведущая Ирина Иванова резюмировала: "Отвечая на вопрос "Кому нужны районки?", я бы хотела на первое место поставить слово "читатель"!"
Запись прямой трансляции встречи на сайте партнера проекта PITER.TV
Видеоролики с эпизодами встречи размещаются на Youtube-канале SPBSJRU
О следующем мероприятии проекта «Место встречи – Невский, 70» мы сообщим на нашем сайте, в группах ВКонтакте и Фейсбуке, и Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга» – это цикл вечеров в Домжуре, посвященный ведущим СМИ города. Информационное поле Санкт-Петербурга постоянно меняется, на нем возникают и вырастают новые СМИ, традиционные печатные издания переходят в электронный формат, появляются новые ТВ и радио программы, уходят в небытие отжившие свой век передачи. Не только потребитель информации, но, порой, и профессиональный журналист не в силах отследить все эти перемены. Проект «Место встречи – Невский, 70» позволит составить своего рода каталог городских изданий, причем не только для профессионального журналистского сообщества, но и для широкого круга потребителей медиаконтента. Ведущая встреч - арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова. Проект реализован на средства гранта Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга.
Посмотреть все публикации о мероприятиях проекта.