Из журналиста в сценаристы
Как пройти путь "из журналиста в сценаристы" рассказал на октябрьской встрече Гильдии медиафрилансеров Александр Самойлов - журналист, работавший в "Смене", "Коммерсанте", "Новой газете" и АЖУРе, а сейчас пишущий сценарии к фильмам и сериалам.
Начать рассказ сопредседатель Гильдии медиафрилансеров Светлана Дмитриева попросила с предыстории вопроса. А именно с того, как Александр Самойлов - выпускник Екатеринбургского государственного театрального института - стал журналистом-расследователем.
- Это случайно получилось, - признался Александр. - Я переехал в Питер, скитался по разным театрам. Это было время, когда Советский Союз развалился, сериалы еще не снимали, кино уже не снимали. Все как-то кончилось. В 1994 году увидел в газете "Смена" объявление: "Нам нужны журналисты". Я пришел к Сереже Шелину и сказал: "Здрасьте. Я по объявлению". Шелин говорит: "Ну, попробуйте написать про коммунистические партии" (их тогда много было). Я взял телефон, обзвонил всех, встретился, сделал материал - Шелину понравилось. Я спросил: "Что еще написать?" Шелин сказал: "Нам про политику больше ничего не надо, а вот если бы вы про криминал что-то написали...". "Например?" "Например, что-то из суда". И я пошел в Городской суд на Фонтанку. И потом я в этот суд ходил каждый день, порой и не по разу...
В "Смене" Александра Самойлова заприметил Андрей Константинов, который тогда начинал создавать Агентство журналистских расследований. Александр стал одним из первых сотрудников АЖУРа, с 1996 по 2000 возглавлял его репортерский отдел. После была еще работа в "Коммерсанте-СПб", в "Новой газете в Санкт-Петербурге".
- К концу нулевых в журналистике тоже наступил кризис. Денег становилось все меньше, а профессия становилась все гаже. Я понял, что надо менять сферу деятельности. Есть у меня прекрасный знакомый, который известен под псевдонимом Есаулов - автор "Ментовских войн" и кучи других прекрасных сериалов. Он вместе с группой приятелей писал сценарии, и я спросил: "А можно с вами попробовать?" "Ну, давай. Приноси какую-нибудь идею". Я принес одну идею, то есть сценарную заявку, потом другую, на пятой он сказал: "Вот это давай попробуем".
Участники встречи узнали даже какой была самая первая заявка журналиста-сценариста. Ее героем, кстати, был фотожурналист. И несколько лет назад по ней все же начали снимать сериал, но, как это бывает, деньги закончились раньше, чем съемки. И, увы, увидеть на экране запутанные приключения фотожурналиста и его внезапно объявившейся дочери пока возможности нет.
Александр как журналист писал о криминале, Александр как сценарист пишет тоже чаще всего о криминале. Казалось бы, какая разница? Тем не менее, она весьма существенная. Журналисту, цель которого максимально точно отразить факты, перейти к "художественным допущениям" киномира не так уж просто.
- Это нелегкий переход. Например, в жизни, когда опергруппа приезжает на место преступления, в ней есть следователь, несколько оперов и, как минимум, два эксперта: один фотографирует, снимает отпечатки пальцев, другой определяет от чего погиб человек и так далее. Но кино - это кино. Продюсеры считают деньги и говорят: "Зачем на площадке столько человек? Давайте там будет пара оперов и один эксперт". "Но это же не правда?" "В конце концов, у нас же не жизнь, у нас кино".
Все участники встречи смогли задать вопросы, разузнать интересующие их подробности. В ходе беседы заодно определили чем схожа работа журналиста и сценариста. Оба, в отличие от писателей и поэтов, не имеют возможности писать о чем им хочется и как хочется. Журналист согласовывает темы с редактором, а сценарист согласовывает сценарную заявку с заказчиком. При этом, результат, вышедший на экран, может существенно отличаться от того, что виделось на стадии написания сценаристу. Правки и изменения, подбор актеров и их исполнение - не все воплощенные в жизнь сценарии радуют автора. Александр говорит, что не жалеет о смене профессии журналиста на роль сценариста. Хотя и в этой сфере много проблем, сложностей, высокая конкуренция, не самые высокие доходы. Тем не менее, возможность быть более свободным и в творческом плане, и в плане графика работы ему больше подходит. Хотя свою связь с журналистикой он тоже сохраняет и иногда пишет для некоторых изданий.
Встречи Гильдии проводятся по вторым вторникам каждогом месяца (если не объявлена иная дата) в 18.00 в Овальном зале Дома журналиста. Следите за нашими анонсами.
Фото: Александр Голуб